Фаркоп – это тягово-сцепное устройство (ТСУ), которое устанавливается в задней части автомобиля и служит точкой опоры для сцепки транспортного средства с прицепом. Наличие такого устройства делает машину более утилитарной, открывая возможность к транспортировке различных грузов за пределами салона и багажника. Давайте узнаем, что такое фаркоп и какими бывают эти устройства.
Есть два типа тягово-сцепных устройств – европейский и американский. По понятным причинам на территории СНГ чаще используется именно первый вариант. В его конструкцию входят всего лишь два узла. Первый – прочная металлическая балка, которая фиксируется на раму или на кузов авто. Второй элемент – шаровой узел, в народе называемый крюком, который и тянет за собой прицеп.
Фаркоп американского типа имеет более сложное строение, представленное четырьмя деталями:
стальная поперечина, которая крепится к кузову;
крепеж с квадратным или прямоугольным сечением;
кронштейн, который монтируется на приемнике;
съемный шар – фиксируется на крепеж на кронштейне.
Главный плюс такой конструкции в том, что при необходимости можно менять высоту шара.
Несъемные, они же сварные ТСУ, постепенно уходят в прошлое. Крюк фиксируется на поперечину сваркой, соответственно, его нельзя заменить без резки металла. Надежно, но не очень практично.
Съемное ТСУ – полная противоположность несъемного. Оно легко откручивается, если в этом есть необходимость. Такой тип встречается на современных внедорожниках, пикапах, кроссоверах.
Фланцевый фаркоп можно считать подвидом съемного. Отличие в типе крепления – используются болтовое и горизонтальное соединения. Преимущество заключается в высокой грузоподъемности.
В зависимости от способа крепления крюка к поперечине ТСУ выделяют целых 9 типов устройств:
«А». Крюк на двух болтах рассчитан на нагрузку до 150 кг и вес груза – не более 1500 кг.
«В». Съемный крюк крепится на одну центральную гайку, так что снимается легко и быстро.
«С». ТСУ с возможностью вертикальной и горизонтальной установки за счет эксцентрика.
«Е». Используется на американских автомобилях, приемник имеет квадратное сечение.
«F». Условно-съемный шар на двух болтах диаметром М16, можно регулировать высоту.
«G». Кованый условно-съемный шар с фланцевым креплением на 4 либо 6 болтов М12.
«H». Несъемное ТСУ с приваренным к балке шаром, часто встречается на российских авто.
«V». Конструктивно схож с типами «F» и «G», однако не предусмотрена настройка высоты.
«N». ТСУ с фланцевой фиксацией и тремя подвидами с разной конфигурацией креплений.
Отдельно стоит отметить фаркопы с шаровым соединением типа «BMA» с быстрым демонтажом.
Если тягово-сцепное устройство изначально не предусмотрено в комплектации машины, после установки фаркопа МАЗ или на другое транспортное средство, водителю рекомендуется иметь при себе два документа:
Сертификат ТСУ. У каждого фаркопа есть сертификат соответствия, в котором указан факт успешного прохождения испытаний и соответствия устройства требованиям законов.
Документ, подтверждающий факт установки ТСУ в специализированном автоцентре. По этой причине не стоит заниматься монтажом тягово-сцепного устройства своими руками.
Более сложный случай – транспорт не рассчитан на установку тягово-сцепного устройства. В этом случае после монтажа фаркопа, придется пройти экспертизу в ГИБДД и зарегистрировать правки в техталоне и ПТС об изменении конструкции транспортного средства.
Заказать обратный звонок