logo
+7(915)689-00-03
/ Что такое фаркоп и что о нем надо знать?

Что такое фаркоп и что о нем надо знать?

15 февраля 2023

Фаркоп – это тягово-сцепное устройство (ТСУ), которое устанавливается в задней части автомобиля и служит точкой опоры для сцепки транспортного средства с прицепом. Наличие такого устройства делает машину более утилитарной, открывая возможность к транспортировке различных грузов за пределами салона и багажника. Давайте узнаем, что такое фаркоп и какими бывают эти устройства.

Как устроен фаркоп автомобиля?

Есть два типа тягово-сцепных устройств – европейский и американский. По понятным причинам на территории СНГ чаще используется именно первый вариант. В его конструкцию входят всего лишь два узла. Первый – прочная металлическая балка, которая фиксируется на раму или на кузов авто. Второй элемент – шаровой узел, в народе называемый крюком, который и тянет за собой прицеп. 

Фаркоп американского типа имеет более сложное строение, представленное четырьмя деталями:

  • стальная поперечина, которая крепится к кузову;

  • крепеж с квадратным или прямоугольным сечением;

  • кронштейн, который монтируется на приемнике;

  • съемный шар – фиксируется на крепеж на кронштейне. 

Главный плюс такой конструкции в том, что при необходимости можно менять высоту шара.

Виды фаркопов по типу установки

Несъемные, они же сварные ТСУ, постепенно уходят в прошлое. Крюк фиксируется на поперечину сваркой, соответственно, его нельзя заменить без резки металла. Надежно, но не очень практично. 

Съемное ТСУ – полная противоположность несъемного. Оно легко откручивается, если в этом есть необходимость. Такой тип встречается на современных внедорожниках, пикапах, кроссоверах. 

Фланцевый фаркоп можно считать подвидом съемного. Отличие в типе крепления – используются болтовое и горизонтальное соединения. Преимущество заключается в высокой грузоподъемности. 

Варианты шаровых соединений

В зависимости от способа крепления крюка к поперечине ТСУ выделяют целых 9 типов устройств: 

  • «А». Крюк на двух болтах рассчитан на нагрузку до 150 кг и вес груза – не более 1500 кг. 

  • «В». Съемный крюк крепится на одну центральную гайку, так что снимается легко и быстро.

  • «С». ТСУ с возможностью вертикальной и горизонтальной установки за счет эксцентрика. 

  • «Е». Используется на американских автомобилях, приемник имеет квадратное сечение. 

  • «F». Условно-съемный шар на двух болтах диаметром М16, можно регулировать высоту.  

  • «G». Кованый условно-съемный шар с фланцевым креплением на 4 либо 6 болтов М12. 

  • «H». Несъемное ТСУ с приваренным к балке шаром, часто встречается на российских авто.

  • «V». Конструктивно схож с типами «F» и «G», однако не предусмотрена настройка высоты.

  • «N». ТСУ с фланцевой фиксацией и тремя подвидами с разной конфигурацией креплений.

Отдельно стоит отметить фаркопы с шаровым соединением типа «BMA» с быстрым демонтажом. 

Надо ли регистрировать ТСУ в ГИБДД?

Если тягово-сцепное устройство изначально не предусмотрено в комплектации машины, после установки фаркопа МАЗ или на другое транспортное средство, водителю рекомендуется иметь при себе два документа:

  • Сертификат ТСУ. У каждого фаркопа есть сертификат соответствия, в котором указан факт успешного прохождения испытаний и соответствия устройства требованиям законов. 

  • Документ, подтверждающий факт установки ТСУ в специализированном автоцентре. По этой причине не стоит заниматься монтажом тягово-сцепного устройства своими руками.  

Более сложный случай – транспорт не рассчитан на установку тягово-сцепного устройства. В этом случае после монтажа фаркопа, придется пройти экспертизу в ГИБДД и зарегистрировать правки в техталоне и ПТС об изменении конструкции транспортного средства. 




Возврат к списку